Вернуться к алгоритму -> Шаг 6. Решаем текущие педагогические задачи
Как сделать портфолио школьника воспитывающим?
 
Портфолио школьника — один из относительно новых феноменов в современной школе. И он обладает воспитательным потенциалом, который нужно умело использовать. Предложим один из возможных вариантов, рассмотрев его на примере работы классного руководителя с классом.
 
Определяемся с задачами портфолио. Для полноценного личностного развития ребёнку недостаточно одних лишь групповых занятий — классных часов, бесед, игр, экскурсий и т.п. Он нуждается в индивидуальном внимании взрослого — в том, чтобы поговорить о своих чувствах, мечтах, замыслах, затруднениях. Конечно, в большей мере это внимание должны уделять ребёнку родители. Однако школьник (в особенности — подросток) испытывает потребность в индивидуальном общении со взрослыми и вне своей семьи, и, если классный руководитель является для подростка значимым взрослым, он может оказать ребёнку немалую поддержку.
Такого рода общение между учеником и педагогом не всегда удаётся: ребёнка зачастую останавливает смущение, страх выглядеть смешно или показаться навязчивым, отвлекая учителя «по пустякам». Чтобы преодолеть это естественное препятствие, надо всего лишь найти повод, время и место для подобного разговора «по душам». Именно таким поводом может стать индивидуальная работа школьника с портфолио.
В течение года в портфолио вписываются всевозможные достижения ребёнка (учебные, творческие, спортивные) и другие его неординарные проявления, а также трансформации его вкусов, увлечений, личностных качеств и т.п. Однако, это не самоцель, а, в первую очередь, материал для анализа, проводимого школьником самостоятельно или в индивидуальной неформальной беседе с классным руководителем. Все новые записи вносятся ими в портфолио только совместно.
Хорошо бы для портфолио придумать какое-то интересное название: «Сам себе Гиннес», «Совершенно секретно» (подобно популярным у нескольких поколений школьников тетрадочек-анкет эта книга передается автором только тем, кому он сам пожелает ее показать) или, например, «Хочу-могу-логия». Юмор и элемент игры сделают работу школьника с портфолио более привлекательной для него.
 
Вместе продумываем структуру портфолио. На одном из первых классных часов учебного года классный руководитель вместе со школьниками продумывает структуру портфолио. Её базовая структура и принцип работы с ней не изменяются, но каждый год в неё вносятся какие-то новые, интересные для ребят разделы или убираются некоторые старые, уже надоевшие им.
Вот пример структуры портфолио.
 
 
Титульный лист
 
 
Раздел 1. Я учусь
Блок 1. «Мои перспективы»
Блок 2. «Мои достижения»
Блок 3. «Резюме, отзывы, благодарности»
 
 
 
Раздел 2. Мой спорт
Блок 1. «Мои перспективы»
Блок 2. «Мои достижения»
Блок 3. «Резюме, отзывы, благодарности»
 
 
Раздел 3. Моё творчество
Блок 1. «Мои перспективы»
Блок 2. «Мои достижения»
Блок 3. «Резюме, отзывы, благодарности»
 
 
 
Раздел 4. Я читаю
Блок 1. «Мои перспективы»
Блок 2. «Мои достижения»
Блок 3. «Мои впечатления»
 
 
Раздел 5. Я слушаю музыку
Блок 1. «Мои перспективы»
Блок 2. «Мои достижения»
Блок 3. «Мои впечатления»
 
 
Раздел 6. Я путешествую
Блок 1. «Мои перспективы»
Блок 2. «Мои достижения»
Блок 3. «Мои впечатления»
 
 
Раздел 7. Рекорды на любой вкус
Блок 1. «Мои перспективы»
Блок 2. «Мои достижения»
Блок 3. «Резюме, отзывы, благодарности»
 
 
Раздел 8. Мои личностные качества
Блок 1. «Мои перспективы»
Блок 2. «Мои достижения»
Блок 3. «Моя самооценка»
 
Организуем индивидуальную работу над дизайном портфолио. После утверждения структуры портфолио общим голосованием начинается творческий процесс по оформлению каждого индивидуального портфолио. Дома при помощи компьютера, красок, фломастеров, ножниц, клея и страниц старых глянцевых журналов каждый школьник творит свой шедевр. Педагогу необходимо сделать так, чтобы создание уникального дизайна портфолио считалось у ребят престижным: можно, например, объявить конкурс на лучший дизайн.
 
Проводим конкурс на лучший дизайн портфолио. Конкурс проводится по прошествии примерно месяца работы с портфолио — то есть в октябре. В жюри входят классный руководитель, выбранный ребятами учитель (каждый год обязательно новый) и, к примеру, ди-джей школьной дискотеки (или другой имеющий авторитет среди подростков старшеклассник). Жюри знакомится со всеми представленными работами в отсутствие ребят и объявляет им о своём решении. Победителю вручается недорогой, но привлекательный для него приз, а также, например, право заказать первую песню на ближайшей дискотеке.
 
Организуем заполнение блока «Мои перспективы». На специальном классном часе (проводится в актовом зале, чтобы у ребят была возможность уединиться, заняв любой уголок просторного помещения) школьникам предлагается заполнить первый блок каждого раздела своей книги. Он называется «Мои перспективы», и сюда вписывается все то, чего ребенок хотел бы достичь в той или иной сфере своей жизни.
Например:  
  • «сдать нормативы на первый разряд по плаванию»,
  • «сыграть одну из главных ролей в нашем классном спектакле»,
  • «научиться играть на гитаре и не стесняться петь»,
  • «увидеть море»,
  • «подрасти»,
  • «перестать раздражать учительницу математики»,
  • «наконец, исправить этот трояк по биологии»…
    Каждый работает со своей книгой индивидуально – педагог лишь объясняет значимость этой работы, предлагает возможные варианты записей, настраивает на серьезное отношение учеников к данной процедуре. Сложнее всего ребятам будет заполнить раздел «Личностные качества». Кому-то здесь надо помочь советом, кого-то – проблематизировать, а тем, кто не может или не хочет заполнять этот раздел – разрешить не заполнять (качества-то все-таки личностные!).
     
    Организуем заполнение блока «Мои достижения». Два раза в год (в январе и мае) организуется индивидуальное собеседование классного руководителя с каждым учащимся, в процессе которого заполняется второй блок всех разделов книги — «Мои достижения»: обсуждаются поставленные в начале года задачи школьника и то, чего уже удалось достичь на пути к их решению, а чего — не удалось. Здесь-то и открываются широкие возможности для разговоров по душам между педагогом и учеником.
     
    Организуем заполнение блока «Резюме, отзывы и благодарности» («Мои впечатления», «Моя самооценка»). На этом этапе ребята самостоятельно работают с третьим блоком всех разделов портфолио: описывают свои впечатления, оценивают самих себя, а также предлагают классному руководителю, а затем — друзьям, другим учителям или родителям написать свои выводы и отзывы об их работе, замечания и благодарности.